МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕОНТИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА КОНДРАТЬЕВА П. ТЮМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2022 года председатель ________ Н.М. Антипенко УТВЕРЖДЕНО Приказ № 318 от «31» августа 2022 года Директор МБОУ СОШ № 37 им. Л.В. Кондратьева п. Тюменский _________ Н.М. Антипенко ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Общие положения 1.1. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее – Положение) МБОУ СОШ № 37 им. Л.В. Кондратьева п. Тюменский (далее – ОУ) разработано в соответствии со следующими нормативными актами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; I. 1 Уставом ОУ. 1.2. Настоящее Положение принимается педагогическим советом ОУ, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается директором, с учётом мнения Родительского комитета школы. Срок действия Положения не устанавливается. 1.3. Настоящее Положение устанавливает требования к форме, периодичности, порядку проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, их перевод в следующий класс (уровень) по итогам учебного года (освоения общеобразовательной программы предыдущего уровня). 1.4. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 37 им. Л.В. Кондратьева п. Тюменский разработано с целью разъяснения принципов и особенностей организации форм и порядка промежуточной аттестации, повышения качества образования, повышения ответственности образовательного учреждения за результаты образовательного процесса, а также ответственности педагогов за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю, целью которого является определение степени освоения обучающимися образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам учебного плана во всех классах; предупреждение неуспеваемости. 2.2. Оценивание осуществляется по балльной системе (исключение – внеурочная деятельность) с использованием отметок «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки. 2.3. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся в конце каждой четверти (полугодия, учебного года) оцениваются по системе «зачёт - незачёт» на основе индивидуальных достижений обучающихся. 2.4. Текущая аттестация обучающихся 1-го класса в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классном электронном журнале (далее – ЭЖ) в виде отметок по балльной шкале. 2.5. Текущая аттестация обучающихся 2-го класса в течение I-й учебной четверти осуществляется качественно без фиксации их достижений в классном электронном журнале (далее – ЭЖ) в виде отметок по балльной шкале. Со II-й четверти – по балльной системе в соответствии с п.2.2 настоящего Положения. 2.6. Текущий контроль включает в себя поурочное (оценки за урок не менее чем у 30% обучающихся, присутствующих на уроке) и тематическое оценивание результатов обучения (тематические работы, тестирование и пр.). 2.7. Для оценки текущей успеваемости по всем предметам по усмотрению учителя могут быть использованы различные формы контроля: устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, практическая и лабораторная работы, тестирование, зачет, диктант, сочинение, изложение, реферат, доклад и пр.. 2.8. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются учителем и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося и другое. 2.9. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, II. 2 подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальнымучебным планом. 2.10. Учителя доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся, своевременно выставляя отметки в ЭЖ. 2.11. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся на лечении в санаторных школах, медицинских организациях, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих учреждениях, полученные результаты учитываются при промежуточнойаттестации. 2.12. Проведение текущего контроля с выставлением неудовлетворительной отметки не допускается сразу после летних каникул (первые две недели нового учебного года), длительного отсутствия в школе (от 10 дней), в первый день после каникул и т.п.. III. Формы, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Промежуточная аттестация: - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой (далее – ОП); - форма контроля, определяющая успешность обучения в течение как всего учебного года, так и подведение итогов за четверть во 2-9 классах, полугодие в 10-11 классах, а также год во 2-11 классах. 3.2. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную во 2-9-х классах и полугодовую в 10-11-х классах, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти/полугодия, и годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю (или по отдельным предметам) по итогам учебного года. 3.3. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся 2-11-х классов. 3.4. Для объективной промежуточной аттестации обучающихся за четверть необходимо не менее 3-х текущих отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету, не менее 5-ти – при учебной нагрузке два часа, не менее 7-ми – при учебной нагрузке три и более часов в неделю, полученных обучающимися при текущем контроле в период учебной четверти. 3.5. Для объективной промежуточной аттестации обучающихся за полугодие необходимо не менее 5-ти текущих отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету и не менее 7-ми – при учебной нагрузке два и более часов в неделю, полученных обучающимися при текущем контроле в период учебного полугодия. 3.6. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) итоги промежуточной аттестации обучающегося, в случае неудовлетворительных результатов учебного года или промежуточной аттестации, проводимой в качестве отдельной процедуры – письменно ознакомить родителей с указанием даты ознакомления. 3.7. Учитель, выставивший за четверть/полугодие неудовлетворительную отметку, с целью ликвидации пробелов предоставляет заместителю директора по УВР график занятий с данным учеником с последующим отчётом о проведенных занятиях. 3.8. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося о графике данных занятий. 3.9. При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля, обучающийся имеет право переноса проведения аттестации за четверть/полугодие. Новый срок аттестации определяется ОУ с учётом учебного плана, индивидуального учебного 3 плана, на основании заявления родителей (законных представителей). 3.10. Годовая отметка, при отсутствии годовой промежуточной аттестации по предмету как отдельной процедуры, выставляется по всем предметам учебного плана на основании отметок за четверти (2-9 кл.) или полугодия (10-11 кл). 3.11. Годовая промежуточная аттестация определяет степень освоения обучающимися учебного материала по пройденным учебным предметам в рамках освоения основных образовательных программ (далее – ООП) общего образования за учебный год. 3.12. Сроки и формы проведения годовой промежуточной аттестации ежегодно определяет календарный учебный график ОУ, который обсуждается педагогическим советом до начала учебного года. 3.13. Годовая промежуточная аттестация может проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной/полугодовой аттестации. Решение о проведении такой аттестации принимается на первом в текущем учебном году педагогическом совете ОУ, который определяет перечень предметов, формы, порядок, и сроки проведения аттестации, и доводится до родителей (законных представителей) и обучающихся. 3.14. График проведения годовой промежуточной аттестации ежегодно утверждается приказом директора, в срок до 10 мая. При составлении расписания необходимо учитывать, что в день проводится не более одного контрольного среза (контрольной работы, тестирования, зачета и т.д.). 3.15. При проведении годовой промежуточной аттестации могут применяться следующие формы: - комплексная контрольная работа; - итоговая контрольная работа; - тестирование; - защита индивидуального (группового) проекта; - собеседование и пр.. 3.16. Контрольные измерительные материалы для проведения годовой промежуточной аттестации в качестве отдельной процедуры разрабатываются школьными предметными методическими объединениями (далее – ШМО), согласовываются с заместителем директора по УВР, утверждаются директором ОУ. 3.17. Материал для проведения годовой промежуточной аттестации должен быть систематизирован по классам, по предметам или дням проведения годовой промежуточной аттестации и храниться у заместителя директора по УВР. Выдаётся контрольный измерительный материал учителям-предметникам в день проведения годовой промежуточной аттестации. 3.18. Отметки за годовую промежуточную аттестацию, проводимую в качестве отдельной процедуры, заносятся в ЭЖ не позднее, чем через три дня после её проведения. 3.19. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам аттестуются по итогам текущего контроля. 3.20. Временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе итогов их аттестации в этих учебных заведениях. 3.21. обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования проходят как промежуточную, так и годовую аттестацию по заявлению родителей (законных представителей). 3.22. От годовой промежуточной аттестации по решению педагогического совета ОУ могут быть освобождены обучающиеся: - по состоянию здоровья на основании медицинского заключения; - по ООП соответствующего уровня общего образования на дому; 4 - достигшие успехов в изучении учебных предметов, курсов, дисциплин учебного плана (победители предметных олимпиад окружного, регионального и федерального уровня) 3.23. Обучающиеся, не прошедшие годовую промежуточную аттестацию по уважительной причине, могут пройти её в дополнительные сроки, определяемые ОУ, либо быть освобождены от аттестации на основании п. 3.22. 3.24. Промежуточная аттестация (четвертная, полугодовая, годовая) проводится с учетом средневзвешенной отметки, предусмотренной автоматизированной информационной системой «Сетевой город. Образование» (далее – АИС СГО). 3.25. Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности обучающихся в течение учебного периода. 3.26. Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся предполагает введение весового коэффициента отметки при бальной шкале оценивания за все виды учебной деятельности в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 3.27. Весовой коэффициент вида учебной деятельности – это числовой коэффициент, отражающий значимость данного вида деятельности, в том числе текущего контроля и промежуточной аттестации, в сравнении с другими видами учебной деятельности. Выражается он запрограммированным весом отметки. 3.28. Весовой коэффициент позволяет повысить роль отдельных форм текущего и промежуточного контроля, снизить роль случайных факторов при оценивании работ во время текущего контроля и промежуточной аттестации, объективно оценить образовательные достижения обучающихся как в ходе освоения отдельных тем, разделов учебных предметов, так и при выставлении отметок за учебный период (четверть, полугодие, год). 3.29. Весовой коэффициент способствует мотивации обучающихся на достижение более высоких образовательных результатов, осознанное осуществление учебной деятельности. 3.30. Весовой коэффициент видов учебной деятельности (форм текущего контроля и промежуточной аттестации) программируется в ЭЖ АИС СГО. В электронном журнале/дневнике автоматически отражается средневзвешенный балл за выбранный учебный период. 3.31. Вычисление годовой отметки рассчитывается по следующей формуле: - ∑ средневзвешенных отметок за все четверти / 4 (для обучающихся 2-9-х классов); - ∑ средневзвешенных отметок за полугодия / 2 (для обучающихся 10-11-х классов). 3.32. Шкала соответствия полученного результата по формуле итоговой четвертной/полугодовой или годовой отметки: Средневзвешенная отметка Итоговая отметка 0 – 2,49 2,5 – 3,49 3,5 – 4,49 4,5 – 5,0 2 (неудовлетворительно) 3 (удовлетворительно) 4 (хорошо) 5 (отлично) IV. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации и порядок выставления отметок 4.1. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации определяет календарный учебный график, который обсуждается педагогическим советом ОУ ежегодно до начала учебного года. 5 4.2. Годовая отметка по учебному предмету во 2-11-х классах выставляется учителем, как среднее арифметическое четвертных/полугодовых отметок целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Среднеарифметическая отметка Годовая отметка 0 – 2,49 2 (неудовлетворительно) 2,5 – 3,49 3 (удовлетворительно) 3,5 – 4,49 4 (хорошо) 4,5 – 5,0 5 (отлично) 4.3. Неудовлетворительные результаты за год по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы признаются академической задолженностью. 4.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 4.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию в I-й четверти следующего учебного года по соответствующим учебному предмету не более двух раз в установленные ОУ сроки. 4.8. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности по согласованию с родителями (законными представителями) оставляются на повторное обучение. 4.9. Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам выставляются в соответствии с действующими на текущий момент нормативно-правовыми документами в сфере образования. 4.10. Итоговые отметки за уровень среднего общего образования определяются как среднее арифметическое полугодовых, годовых отметок за 10-й класс и полугодовых, годовых отметок за 11-й класс и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. V. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по ФГОС 5.1. Особенности оценки личностных результатов обучения. 5.1.2. Личностные результаты обучения выпускников на уровне начального, основного, среднего общего образования не подлежат итоговой оценке. В соответствии с ФГОС к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов осуществляется в ходе мониторинговых исследований на основе неперсонофицированных процедур. 5.1.3. Оценка личностных результатов формируется в ходе всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. 5.1.4. В соответствии с требованиями ФГОС оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающихся и может использоваться исключительно в целях личностного развития школьников. 5.2. Особенности оценки метапредметных результатов обучения. 5.2.1. Основным объектом оценки метапредметных результатов являются: - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; 6 - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 5.2.2. Уровень сформированности метапредметных результатов оценивается посредством: - выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; - выполнения учебных и учебно- практических задач средствами учебных предметов; - выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. 5.2.3. Основными процедурами итоговой оценки достижения метапредметных результатов являются комплексные работы и защита проекта. 5.2.4. На уровне среднего общего образования индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет, в рамках курса «Индивидуальный проект», в соответствии с «Положением об индивидуальном проекте». 5.3. Особенности оценки предметных результатов. 5.3.1. Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом предметных знаний, действий с предметнымсодержанием. 5.3.2. Оценка достижения предметных результатов осуществляется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения других видов работ. При оценивании устного или письменного ответа, учитель руководствуется нормой оценки по предмету. 5.3.3. Для оценки предметных результатов во 2-9 классах устанавливаются следующие уровни отметок: Низкий уровень – отметка «2» (неудовлетворительно). Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающийся не освоил половину планируемых результатов. Большие пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Но не исключены случаи, когда учащийся может выполнить отдельные задания повышенного уровня. Данная группа школьников требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Базовый уровень – отметка «3» (удовлетворительно). Уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не попрофильному направлению. Повышенный уровень – отметка «4» (хорошо). Достижение планируемых результатов с незначительными ошибками, недочѐтами. Высокий уровень – отметка «5». Достижение планируемых результатов без каких-либо ошибок, допускаются мелкие незначительные недочѐты. 5.3.4. Для оценки предметных результатов устанавливаются следующие уровни успешности и шкала отметок: Выполнение задания(-й) Уровни успешности Балльная шкала в% Не достигнут необходимый «2» - наличии только уровень. Не решена отдельных фрагментарных типовая, много раз знаний по предмету отработанная задача обучающимся, освоено 0 – 49 % менее половины планируемых результатов 7 Необходимый (базовый) «3» норма, уровень. Решение типовой удовлетворительно, задачи, подобной т ем, что частично успешное 50 – 74 % решали уже много раз, где выполнение работы. требовались отработанные умен ия и уже усвоенные знания Повышенный уровень. Решение «4» - хорошо, успешное стандартной задачи, где выполнение работы, но с 75 – 89 %. потребовалось либо применить ошибками новые знания по изучаемой в «5» - отлично, данный момент теме, либо уже полностьюуспешное усвоенные знания и 90 – 100 % выполнениеработы, но с умения, в новой, непривычной небольшими недочётами сит уации 5.4. Изучение элективных курсов в 10-11 классах оценивается по бальной шкале и выставляется на соответствующей странице ЭЖ. 5.5. При оценке результатов освоения программ внеурочных курсов используется зачётная система. По итогам четвертей/полугодия и года выставляется «зачёт/незачёт». 5.6. Зачёт по образовательным программам внеурочной деятельности может проводиться в форме теста, творческого экзамена, отчёта, презентации, доклада, макета, разработки изделия, творческого концерта, театральной постановки, фестиваля, социального проекта, проекта по профориентации, соревнований, сдачи нормативов, участия в мероприятиях РДШ, юнармии и пр.. Форма зачёта определяется педагогом в зависимости от направлениявнеурочной деятельности и в соответствии с его рабочей программой. 5.7. Годовая промежуточная аттестация по образовательным программам внеурочной деятельности не выделяется в отдельную процедуру. 5.8. Результаты промежуточной аттестации по образовательным программам внеурочной деятельности отражаются в ЭЖ АИС СГО и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). VI. Сроки проверки письменных работ (сочинений, диктантов, изложений, контрольных работ, тестов и т.п.) и выставления отметок в электронный классный журнал 6.1. Для контроля качества освоения ОП или достижения планируемых результатов её освоения используются текущие и итоговые письменные работы. Основными типами письменных работ являются: - классная работа; - домашняя работа; - контрольная работа; - самостоятельная работа; - проверочная работа; - тест; - работы по развитию речи; - лабораторная работа; - практическая работа; - проект. 6.2. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и периодичность определяется педагогическим работником при составлении рабочей программы учебного предмета с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также 8 особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. 6.3. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы и/или в конце четверти/полугодия и года. 6.4. Лабораторные работы являются средством приобретения знаний, источником получения фактов, на основе которых раскрываются важные закономерности. В основе их структуры – проведение эксперимента, который предусматривает необходимость приготовления оборудования, разработку гипотезы и её проверку, фиксацию результатов, их анализ и синтез. Лабораторные работы на разных этапах учебного процесса выполняют различные функции и имеют неодинаковую структуру. 6.5. Практические работы рассчитаны на применение комплекса знаний и навыков в ситуациях, приближенным к жизненным условиям. Практические работы способствуют закреплению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Практическая работа носит контролирующий характер. 6.6. Проверка учителями контрольных работ (и др. письменных работ) осуществляется в следующие сроки: - по математике, химии, физике и др. предметам, диктанты по русскому языку во 2 - 9-х классах – проверяются к следующему уроку; - изложения и сочинения в 5-9-х классах – в течение 5-ти дней; - письменные работы по математике и другим предметам, сочинения в 10-11-х классах – не более 7-ми дней. 6.7. За письменные контрольные работы отметки выставляются в графе того дня, когда проводилась работа. В день её проведения в классном ЭЖ соответствующим условным обозначением отмечаются отсутствующие – обучающиеся, которые отсутствовали в день проведения контрольной работы по болезни (Б) или по другой уважительной причине (УП). 6.8. Учитель выставляет оценки за письменную работу во 2-9-х классах в течение 5-ти дней со дня ее проведения. 6.9. Учитель выставляет оценки за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11-х классах) в течение одной недели со дня её проведения. 6.10. Внесение информации об обучающихся, отсутствующих на уроке должно производиться классным руководителем ежедневно не позднее 08:45 ч., учителемпредметником – на уроке по факту в день его проведения. 6.11. Учитель выставляет оценки в рамках промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся каждому обучающемуся своевременно в течение срока, установлено приказом директора об организованном окончании учебного периода. 6.12. Все записи в ЭЖ АИС СГО (домашние задания, темы уроков, комментарии) учитель ведёт понятно для обучающихся и их родителей (законных представителей), чётко, полно и своевременно. VII. Промежуточная аттестация лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования Условия промежуточной аттестации лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования отражены в отдельном локальном акте ОУ. 9