МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕОНТИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА КОНДРАТЬЕВА П. ТЮМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2022 года Председатель _________ Н.М. Антипенко УТВЕРЖДЕНО Приказ № 318 от «31» августа 2022 года Директор МБОУ СОШ № 37 им. Л.В. Кондратьева п. Тюменский _________ Н.М. Антипенко ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, единые принципы системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 37 им. Л.В. Кондратьева п. Тюменский МО Туапсинский район (далее – ОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии с п.13 ч.3, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального общего (далее – НОО) и основного общего(далее – ООО) образования и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ОУ. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности ОУ, качество образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: -обучающиеся и их родители (законные представители); -администрация ОУ, педагоги ОУ; -педагогический совет ОУ; -органы управления образованием (экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников и пр.); -представители общественности. 1.5. В настоящем Положении используются следующие термины: 1.5.1.Мониторинг – систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. 1.5.2.Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в ОУ в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования её развития. 1.5.3.Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 1.5.4.Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. 1.5.5.Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. 1.5.6.Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам ФГОС НОО, ООО, СОО. 1.5.7.Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. 1.5.8.Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 1.6. ОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: -мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения -анализом творческих достижений обучающихся; -данными внутришкольного контроля (далее – ВШК); -результатами аттестации педагогических и иных работников; -результатами социологических исследований; -системой медицинских исследований школьников 1.7. Объектами оценки качества образования являются: -учебные и внеучебные достижения обучающихся; -продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников и администрации ОУ; -образовательные программы и условия их реализации; -образовательная деятельность. 1.8. В качестве источников данных для ВСОКО: -образовательная статистика; -мониторинговые исследования; -социологические опросы; -отчёты работников ОУ. 1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Целью ВСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. 2.2. Основные задачи ВСОКО: 2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в ОУ. 2.2.2. аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования; 2.2.3. оперативное выявление соответствия качества образования требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга; 2.2.4. появление влияющих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; 2.2.5. построение рейтинговых внутришкольных показателей качества образования (по уровням обучения, по классам, по предметам, по учителям, по обучающимся внутри классов внутри каждого уровня). 2.2.6. использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов обучающихся; 2.2.7. формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных; 2.2.8. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования; 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: -объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; -реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; -открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; -инструментальности и технологичности используемых показателей с учётом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества; -учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; -сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами; -доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей образовательных услуг; -повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - соблюдение морально-этических норм при проведении процедур ВСОКО в ОУ. 3. Организационная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ОУ, педагогический совет, методические объединения учителейпредметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация ОУ: -формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом директора ОУ и контролирует их исполнение; -разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ОУ, участвует в этих мероприятиях; -обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ОУ контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; -организует систему мониторинга качества образования в ОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне ОУ; -организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки работников ОУ по осуществлению контрольно-оценочных процедур; -обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, самообследование ОУ); -принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методические объединения учителей-предметников: -участвуют в разработке методики оценки качества образования; - участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОУ; -участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; - содействуют проведению подготовки работников ОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ОУ. 3.4. Педагогический совет школы: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОУ; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в ОУ; - инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования ОУ; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; -принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в ОУ; -содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ОУ; - заслушивает информацию и отчёты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ОУ по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОУ. 4. Реализация ВСОКО 4.1. Для осуществления процедуры ВСОКО ОУ составляется план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения внутренней системы оценки качества, ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга рассматривается на заседании педагогического совета в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязателен для исполнения всеми работниками ОУ. 4.2. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в программе мониторинговых исследований ОУ. 4.3. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4.4. Предметом ВСОКО являются: 4.3.1 качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам); 4.3.2 качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; 4.3.3 качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в ОУ, условия их реализации; 4.3.4 воспитательная работа; 4.3.5 профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; 4.3.6 эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ОУ; 4.3.7 состояние здоровья обучающихся. 4.5. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора образовательного учреждения. В состав группы мониторинга могут входить: -заместитель директора по УВР; -руководители школьных методических объединений; -учителя-предметники; -классные руководители; -представители из числа родительской и ученической общественности и т.д.. 4.6. Проведение процедур оценки качества обеспечивается следующим инструментарием: Анализ школьной документации, данных статических отчётов; Анализ документации о прохождении курсов повышения квалификации; Протоколы прохождения ГИА; Протоколы проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников; Анализ статистических данных промежуточной аттестации; Анализ справок по внутришкольному контролю; Анализ результатов анкетирования, социологических исследований родительских потребностей; Обобщение опыта работы; Анализ медицинских карт; Беседы с родителями (законными представителями) и обучающимися. 4.7. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: -определение и обоснование объекта мониторинга; -сбор данных на основе согласованных и утверждённых на педагогическом совете методик для мониторинга (тестирование, анкетирование, экспертиза и др.); -анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; -выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; -распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга; -использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов обучающихся; -формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. 4.8. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 4.9. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений. 4.10. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и прогнозирование развития ОУ. 4.11. Результаты анализа данных ВСОКО являются документальной основой для составления ежегодного отчёта ОУ о результатах самообследования деятельности ОУ и публикуются на официальном сайте ОУ. 5. Показатели ВСОКО Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы ВСОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы ОУ. Совокупность показателей ВСОКО обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. Основными показателями ВСОКО являются: 5.1. Процедура оценки качества образовательных результатов учащихся. Включает в себя: - государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) выпускников 9 класса; -промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; - мониторинговые исследования качества знаний обучающихся; - участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»; -мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-го класса -мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований. В качестве индивидуальных образовательных достижений могут быть: -образовательные достижения по отдельным предметам; -динамика образовательных достижений; -отношение к учебным предметам; -внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.); -удовлетворенность образованием; -степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.); -дальнейшее образование выпускника (трудоустройство). 5.2. Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования: -новая система аттестации педагогических работников; -отношение педагога к инновационной работе; -отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе методических объединений, участие в семинарах, совещаниях, конкурсах профессионального мастерства); -знание и использование современных педагогических методик и технологий (в т.ч. коммуникативных и информационно-коммуникативных); -образовательные достижения обучающихся (качественная успеваемость, отличники, медалисты; победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.); -подготовка и участие в качестве экспертов ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; -участие в профессиональных конкурсах разного уровня; -качество образования по предмету. 5.3. Процедура оценки качества организации образовательного процесса: -результаты лицензирования и государственной аккредитации; -эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путём анализа; -программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе; -оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; -обеспеченность методической и учебной литературой; -оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, ДДД, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); - оценка состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; - диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5 классов в период адаптации; - оценку сохранения контингента обучающихся на всех уровнях обучения; - анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; -оценку открытости ОУ для родителей (законных представителей) обучающихся и общественных организаций, анкетирование родителей. 5.4. Процедура оценки системы дополнительного образования: -степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; -реализация направленности программ дополнительного образования; -доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием; -результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.); -применимость полученных знаний и умений на практике. 5.5. Процедура оценки качества воспитательной работы включает в себя: -степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; -качество планирования воспитательной работы; -охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; -наличие органов ученического самоуправления; -удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) воспитательным процессом; -исследование уровня воспитанности обучающихся; -положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 5.6. Процедура оценки комфортности обучения: -оценку соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов; -оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 (к размещению школы, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушнотепловому режиму, искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму общеобразовательного процесса, организации медицинского обслуживания, организации питания); -оценку морально-психологического климата. 5.7. Процедура оценки здоровья обучающихся: -регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; - оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников ОУ; -оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); - оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; - диагностика состояния здоровья обучающихся. 5.8. Процедура оценки организации питания: - количество обучающихся получающих горячее питание; - наличие претензий к качеству и ассортименту питания; - соблюдение нормативов и требований СанПиН. -наличие соотвествующей документации по питанию 5.9. Процедура оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса: - наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям; - программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе; - оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой. 5.10. Процедура оценки качества финансово-экономической деятельности: -оценку своевременности, объективности и открытости введения системы оплаты труда; - анализ штатного расписания; - анализ наполняемости классов; - анализ плана финансово-хозяйственной деятельности. 6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 6.1.Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; -размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ОУ. 6.2. ВСОКО предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. Периодичность проведения оценки качества образования определены циклограммой (Приложение). Приложение. Циклограмма проведения процедур оценки качества образования. Направления оценки Периодичность Критерии оценки качества качества проведения, сроки Уровень образовательной подготовки обучающихся 1. Уровень учебных достижений по классу по результатам (школе) четверти (полугодия) 2.Уровень предметам учебных достижений 3. Уровень достижения предметных результатов по по результатам четверти (полугодия) планируемых по результатам года 4. Уровень достижения планируемых по результатам года метапредметных результатов 5. Результаты итоговой аттестации 9 класса по результатам года 6.Результаты олимпиад, конкурсов и др.; один раз в год 7. Сравнительный анализ обученности по один раз в год классам и предметам; 9. Доля выпускников 9 класса, получивших один раз в год аттестат об основном общем образовании два раза в год Охват учащихся 1. Количество обучающихся в школе; образовательным 2. Движение обучающихся; два раза в год процессом 3. Социальный паспорт школы (количество один раз в год детей "группы риска"): количество детей состоящих на учёте в КДН; на внутришкольном контроле; 4. Количество детей незащищенных семей; из социально- два раза в год 5. Количество обучающихся с один раз в год ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 6. Количество обучающихся, находящихся один раз в год на индивидуальном обучении на дому; 7. Занятость обучающихся в один раз в год факультативных учебных предметах, внеурочной деятельности (ВД). 8. Количество обучающихся, занятых в один раз в год системе дополнительного образования. Развитие педагогического коллектива Уровень кадрового обеспечения 1.Количество учителей, работающих в ОУ. один раз в год 2. Квалификационные педагогов. 3. Повышение педагогических кадров. характеристики один раз в год квалификации в течение учебного года 4. Участие в профессиональных конкурсах в течение учебного и представление передового года (по желанию/по педагогического опыта. требованию) 5. Процент педагогов, прошедших курсы два раза в год повышения квалификации по освоению инновационных технологий. 6. Процент педагогов, транслирующих один раз в год передовой педагогический опыт (ППО) (разработка авторских программ, методических рекомендаций различной предметной направленности и пр.). Качество воспитательного процесса 1. Уровень развития первичных детских один раз в год коллективов (характеристика класса). 2. Изучение степени удовлетворённости один раз в год родителей работой ОУ (анкетирование). 3. Мониторинг состояния здоровья один раз в год обучающихся (медицинский осмотр). 4. Уровень состояния воспитанности один раз в год учащихся (анкетирование). Материальнотехническое обеспечение 1. Библиотечный фонд. один раз в год 2. Информационно-коммуникативные один раз в год средства обучения. 3. Технические средства обучения. один раз в год 4. Учебное оборудование. один раз в год Качество управления 1. Реализация программ. ОУ ООП, образовательных один раз в год 2. Количество разработанных один раз в год (переработанных) локальных актов за год. 3. Самообследование деятельности школы. один раз в год